Протяжка строп на параплане

Протяжка строп на примере параплана Gradient Golden 2

Метод протяжки строп от Антона Гончарова, руководителя клуба PARAPLANIX.

Все мы слышали, а некоторые и сталкивались с усадкой строп параплана. В результате усадки строп, поведение параплана заметно меняется. И полеты на таком крыле могут представлять опасность в первую очередь для пилота, а иногда и для окружающих.

Почему это происходит?

В процессе эксплуатации параплан очень часто находится во влажных условиях. Полеты в облаках, зимой, попадание параплана в воду, старт с мокрых или влажных поверхностей. Влага находится в воздухе даже в солнечную и ясную погоду.

В результате этого стропная система, особенно оплеточная, садится (укорачивается) – из-за того что происходит усадка наружной оплетки относительно сердечника стропы. Сейчас используются пропитки строп, но полностью проблема не ушла. В меньшей степени подвержены усадке безоплеточные кевларовые стропы.

В чем опасность?

Если бы усадка происходила равномерно, то ничего плохого не происходило. Однако стропы садятся асимметрично по профилю, в первую очередь из-за разной нагруженности. Например, стропы А-ряда садятся меньше, нежели С-ряда. В результате такой усадки смещается точка срыва параплана, и уйти в свал на параплане с такими стропами намного легче.

Также неравомерная усадка может быть следствием подвисания на деревьях, при частичном намокании крыла, в результате чего параплан может уходить в какую-то из сторон, особенно это хорошо прослеживается на больших скоростях при переходах на акселераторе.

Для того чтобы восстановить ЛТХ параплана и управляемость, применяют протяжку строп.
Для этого нам потребуется (если вы будете использовать мой способ протяжки):
– Собственно – параплан;
– Веревка диаметром 6-8 мм и длинной 4-6 м;
– 4-5 карабинов;
– Блокирующее устройство типа: Gri-GriMini TraxionTibloc или аналогичные зажимы;
– 1-2 шлеи 50-100 см или связанная веревка.
– Перчатки.

В идеальном случае – одолжить все снаряжение у друга, занимающегося альпинизмом/спелеологией :)

Для комфортной протяжки нам также понадобится достаточно просторное, сухое помещение, в котором может спокойно уместится параплан на всю длину. В теплые дни это можно сделать и на улице, но надо сразу учитывать, что протяжка строп займет у вас от 3-х до 5 часов в зависимости от параплана.

Крепление свободных концов

Труба отопления для такого неплохо подходит, но нужно убедиться в ее целостности (на всякий случай). Крепим симметрично оба свободных конца. Для чего симметрично? В процессе протяжки мы будем сверять симметричные стропы консолей.

протяжка строп парплана

Далее нам нужно сделать нагрузочную схему, в зависимости от имеющихся у вас материалов и приспособить ее к работе. Мульти-тренажер тоже отлично подходит для этого. В нем уже есть нагрузочные веса и блоки.

протяжка строп парплана

Приспосабливаем его под работу.

Устанавливаем зажим. Удобнее всего оказалось работать с Gri-Gri и Mini Traxion. Но вы можете сделать свою схему: главное, чтобы она была удобной для вас.

протяжка строп парплана

Далее необходимо привязать к веревке крючок для подцепа стропы. У меня был под рукой парашютно-укладочный инструмент, и я его замечательно приспособил.

протяжка строп парплана

Все готово.

Начинаем тянуть. Я даю первую нагрузку 20-25 кг на все яруса от низа до верха включительно. Для чего это делается – для дефектовки поврежденных строп. Если при такой нагрузке рвется стропа, это избавляет нас от последующей ее замены в поле или на старте. Как правило, рвутся стропы верхнего яруса очень старые или поврежденные.

На крыльях D класса и выше нужно смотреть номинал верхних строп и отталкиваться от их максимальной нагрузки -30-40%.

протяжка строп парплана

Давая нагрузку на каждую стропу, мы проходим по всей длине стропы и “подламываем” ее.

Для чего это делается (особенно актуален такой способ на оплеточных стропах). Когда мы “ломаем” стропу мы сдвигаем внешнюю оплетку относительно внутренней, вы даже можете услышать как трещит стропа под нагрузкой в процессе вытягивания.

протяжка строп парплана

Вот что получилось после протяжки одной консоли. Заметно видна разница между стропами левой и правой консоли (эти стропы симметричны).

А-ряд – фото ниже.

протяжка строп парплана

В-ряд – фото ниже.

протяжка строп парплана

С-ряд – фото ниже.

протяжка строп парплана

После того как протянуты все стропы нагрузкой 25 кг, мы протягиваем нижние ярусы строп повышенной нагрузкой.

Для Golden 2 я делал следующим образом. Нижний ярус А-ряда я протягивал нагрузкой 35 кг. В-ряд 40 кг. С-ряд 45 кг. Это дает дополнительное удлинение нижнему ярусу строп.

Ниже фото строп С-ряда одна протянута нагрузкой 45 кг, а другая еще нет.

протяжка строп парплана

Разница почти 20 мм, и это при том что эта стропа уже тянулась первый раз нагрузкой 25 кг!

После протяжки нижнего яруса собираем снаряжение и идем летать!

Как видите, ничего сложного в протяжке строп нет, это может сделать каждый, но если кто-то сомневается в своих силах, то можно отдать свой параплан в наш клуб Paraplanix, где могут провести профессиональную протяжку и дефектовку крыла.

Спасибо за внимание, всем красивых и безопасных полетов!

Об инструкторе

Обратный звонок

Ваше имя (обязательно)

Ваш телефон (обязательно)

Подарочный сертификат

Ваше имя (обязательно)

Ваш телефон (обязательно)

Выбрать валюту магазина